Джульетт Марлен. Легендарное имя и легендарная технология.
История человечества сохранила немало имен, ставших легендарными. Одних помнят десятилетиями, других – столетиями. После многих остаются фотографии, письма, о них пишут тома воспоминаний, исследуют их творчество. Все это становится наследием потомков.
К сожалению, есть и такие люди-легенды, после ухода которых, приходится лишь сожалеть о том, что при жизни некому было позаботиться о сохранении памяти о них, об их достижениях и открытиях. В то время как их опыт, недооцененный или даже незамеченный соотечественниками, впоследствии является основой для целых направлений в искусстве, науке политике.
Именно такова судьба знаменитой Джульетт Марлен, чьи изобретения и новации стали в свое время определяющими в зарождающейся индустрии маникюрной косметики.
Об этой женщине - истинной королеве маникюрного дела ни время, ни люди почти ничего не сохранили. Даже фотографии Джульетт Марлен сохранились в единичных экземплярах и хранятся в музее косметики США.
Поэтому сведения о судьбе и творчестве Джульетт Марлен собирались по крохам. Но сейчас есть возможность рассказать историю судьбы мастера и художника, который был счастлив дарить людям красоту.
1929-1933г. США потрясла великая экономическая депрессия. Но, тем не менее, эмигранты из Европы стремились туда в поисках работы, в надежде на лучшее будущее. Но в то бедственное время в унылой и печальной Америке не многие находили себя.
На одном из набитых до отказа кораблей плыла за лучшей долей и Джульетт Марлен – обычная маникюрша из французского порта Марсель. Ремесло не могло прокормить ее во Франции. Соотечественники были озабочены более земными проблемами, чем красота собственных рук.
Узнав о зарождающейся в Голливуде киноиндустрии, Джульетт предчувствовала взрыв потребности на свое ремесло. Именно к Голливуду направляла она свои взоры: «Я уверена, холеные руки скоро будут нужны в кино, и у меня есть, что предложить этому новому искусству”.
В Америку она прибыла с небольшим саквояжем, где хранились ее немудреные маникюрные принадлежности: металлическая палочка, сплющенная с концов, меловая паста, пара фарфоровых ванночек и замшевая полировка, которой Джульетт очень дорожила и считала своим талисманом. Эта полировка досталась ей от матери, а матери - от бабушки Джульетт, которая и передала ей секрет первого в мире безопасного маникюра. В саквояже были еще несколько драгоценных флаконов с эфирными маслами из знаменитого Граса. В недалеком будущем Америка будет сходить с ума от ароматерапии, как впоследствии нарекли этот метод. Но пока Джульетт использовала эти масла интуитивно, «создавая клиентам благоуханный шик”. Американки быстро оценили действие эфирных масел, и были буквально зомбированы их волшебным действием.
Кое-как обустроившись в Нью-Йорке, Джульетт Марлен намеренно, из патриотических соображений, не стала менять ни имени, ни фамилии. “Американцы должны знать, кто делает их руки красивыми. Ведь только мы – французы знаем толк в изяществе внешнего облика”- рассуждала Джульетт. Нью-Йорк, где поначалу обосновалась Джульетт, не принес ни вдохновения, ни воплощения мечты. Накопив нужную сумму, она двинулась дальше, в предместье Лос-Анджелеса, в захолустный тогда Голливуд.
Уже тогда в Лос-Анджелесе формировалась индустрия красоты. Повсеместно появлялись салоны, наперебой предлагающие услуги, привезенные из Европы, которая в то время оставалась непререкаемым авторитетом в мире моды и косметики.
Джульетт отправилась в ближайший салон, который предлагал парикмахерские услуги: стрижки и укладки. “Сэр, Вам нужны маникюрши?”- спросила Джульетт хозяина. “Мисс, кого удивишь тем, что можно сделать за 5 минут дома?”- таков был ответ. Джульетт была настолько уверена в себе и успехе своего дела, что выпалила: «Я - француженка, сэр. А потому хочу называться мадемуазель Марлен, и если Вы не хотите пополнить свой кошелек несколькими долларами, бог Вам судья!”. Подхватив свой саквояж, Джульетт, с истинно французской осанкой направилась к выходу. Хозяину салончика сочетание “мадемуазель Марлен” показалось настолько звучным, что в его воображении сразу возникла рекламная вывеска: «УХОД ЗА НОГТЯМИ ИЗ ФРАНЦИИ! К ВАШИМ УСЛУГАМ – МАДЕМУАЗЕЛЬ МАРЛЕН!” Эти строки были обрамлены магическим Американским NEW . Желание рискнуть и возможность заработать не заставили хозяина долго раздумывать. «Секунду, ми… мадемуазель, если Вы настолько уверены в успехе, то я готов рискнуть. Что Вам потребуется для работы?” Марлен улыбнулась со свойственным ей французским шармом и ответила: «Мне понадобится лишь столик”. Контракт был заключен, и Джульетт выпорхнула из салона. Время не сохранило ни названия того салона, ни имени его хозяина. Известно лишь, что в скором времени этот салон стал одним из популярнейших в Голливуде. Поначалу на услуги маникюра шли неохотно. Но если волшебное мастерство Джульетт однажды касалось чьих-то рук, то отказаться от него было уже невозможно. Джульетт применяла метод своих бабушки и матери, который заключался в том, что той самой металлической палочкой, сплющенной с концов, Джульетт так искуссно заправляла кожицу вокруг ногтя под себя, что клиенты приходили в восторг. При этом Джульетт никогда не использовала ножницы и кусачки. Это был первый в мире метод безопасного маникюра, который заставлял кутикулу расти не по поверхности ногтя, а под задний боковой валик. Бывшие клиенты вспоминали, что после нескольких лет маникюра Марлен, необходимость в нем полностью отпадала, и оставалось только подпиливать отросшие ногти. Этот легендарный метод так и остался “методом Джульетт Марлен”. Она щедро делилась им с учениками, но никто из них не донес до нас секреты ее маникюра. Впоследствии многие пытались его воспроизвести, но эти попытки оставались и остаются тщетными. Клиенты Марлен вспоминают, что суть метода заключалась не только в заправлении кутикулы под себя. После основного этапа процедуры начиналось колдовство с использованием меда, воска, эфирных масел и особой методики массажа. В наше время такой массаж назвали бы разновидностью пилинга. После маникюра мадемуазель Марлен, клиенты уходили с явно посвежевшей и помолодевшей кожей рук. Цены на ее услуги росли, как на дрожжах. Она становилась популярной в голливудской среде. Однажды дверь в салон открыл молодой человек и попросил встречи с известной мадемуазель. «Сэр желает сделать маникюр?”- поинтересовалась Джульетт. “Нет, но мое предложение имеет к Вашему искусству самое прямое отношение. Вы хотели бы видеть ногти Ваших клиентов цветными?”- начал молодой человек и протянул пару флаконов с розовым и красным содержимым. “Это цветной лак для ногтей. Он совершенно не смывается водой. Если хотите, попробуйте”, - уверенно отрекомендовал свое предложение гость. В голове у Марлен тут же начали проноситься всевозможные варианты применения этого изобретения. “Какая прелесть! Кто Вы? Вы не француз?”- восхищенно спросила Джульетт. “Нет, я - американец. Рад представиться - Чарльз Ревзон. Впрочем, Вы можете называть меня Чарли”. Так произошло знакомство Джульетт с великим основателем империи REVLON . Чарльз нашел в лице Марлен настоящего соратника, каких было очень мало в то время. Первая реакция пуританского американского общества на изобретение Ревзона была резко отрицательной. Начав рьяно рекламировать и распространять его новинку, Джульетт чуть было не распрощалась со своей доброй репутацией. Красный лак для ногтей был символом представительниц древнейшей профессии. Многие звезды Голливуда тех лет стали отворачиваться от Джульетт, не желая связывать с ней и ее салоном своего имени. По Голливуду поползли неприятные слухи: конечно, чего можно было ожидать от французской маникюрши!.. Ее присутствие в салоне стало приносить убытки, поэтому скоро она покинула его, но несломленная и неунывающая. ЕЕ профессиональное чутье подсказывало, что за изобретением Ревзона стоит большое будущее. Сам Чарли Ревзон покидает Калифорнию навсегда и уезжает с братом в Нью-Йорк. Совсем скоро братья проведут в Нью-Йорке грандиозную презентацию уже ставшей известной к тому времени марки Revlon . Джульетт среди приглашенных гостей на этой презентации не будет. О дальнейших отношениях теперь уже мадам Марлен и братьев Ревзон ничего не известно. Зато известно, что вскоре после ухода из салона, Марлен открывает в Лос-Анджелесе собственный салон и пытается восстановить свое доброе имя.
вскоре после ухода из салона, Марлен открывает в Лос-Анджелесе собственный салон и пытается восстановить свое доброе имя.
При этом она продолжает пропагандировать лак для ногтей. Благодаря своей настойчивости и постоянно предлагаемым новинкам, Джульетт скоро снова встает на ноги и снова становится главным маникюристом Голливуда. К тому времени Америка окончательно смирится с красным лаком для ногтей, в основном благодаря стремительно развивающейся киноиндустрии.
Самому грандиозному изобретению Марлен помогла встреча и знакомство с двумя великими актрисами - Гретой Гарбо и Марлен Дитрих. К тому времени они обе прочно обосновались в США, и обратились к Джульетт с просьбой сделать что-либо необычное с их ногтями. Марлен Дитрих сохранила дружеские отношения с Джульетт до конца жизни. При всем своем очаровании, у Дитрих был серьезный для актрисы изъян – отвратительные, плохо растущие и слоящиеся ногти. Мы привыкли видеть на экране великую, печальную Дитрих с великолепным маникюром. И не замечаем, с каким удовольствием она при каждом удобном случае демонстрирует свои ухоженные руки и великолепные ногти. Заслуга в этом полностью принадлежит изобретательности мадам Марлен. Поначалу ее знаменитые методы не приносили ощутимого видимого результата, и, оказавшись в тупике после многочисленных экспериментов, она решила обратиться к искусственным ногтям.
К тому времени в голливудских краях возрастала популярность мастера, который конкурировал с мадам Марлен в искусстве маникюра. Суть его метода заключалась в использовании старой кинопленки, из которой он вырезал формы ногтей и приклеивал их на натуральные ногти. Зрелище было ужасающим. Каждый мог определить искусственное происхождение этих длинных ногтей. Тем не менее, этот метод пользовался популярностью среди танцовщиц в многочисленных развлекательных заведениях Лос-Анджелеса. Но ни великая Дитрих, ни великая Джульетт не могли себе позволить опуститься до уровня танцовщиц. Тайна о происхождении великолепных ногтей Дитрих, тщательно оберегаемая обеими женщинами, сослужила плохую службу Джульетт. Это привело к тому, что в тени остался первый способ того, что теперь принять называть наращиванием ногтей, Свой секрет Джульетт хранила до самой смерти Великой Дитрих, что было выше собственного тщеславия и желания хорошо заработать на новом и сравнительно простом изобретении.
А начиналось все так: Джульетт мучительно искала подходящие материалы, что могло бы продолжаться очень долго, если бы не случай. Блестящая идея посетила Марлен тогда, когда одна из клиенток случайно задела флакончик с лаком для ногтей, и его содержимое вытекло на бумажную салфетку и пропитало ее… Оттирая пятно со столика, Джульетт мысленно уже благодарила неловкую клиентку за содеянное. Технология создания искусственных ногтей выстроилась в воображении Марлен мгновенно: ногти будут естественно выглядеть, если сделать их из бумаги, пропитанной лаком. Но салфетка слишком толста, чтобы быть эластичной. Следующее, что пришло в голову,- бумажный пакетик чая, оставленный в чашке незадачливой, но благословенной клиенткой. Через 5 минут Джульетт уже звонила своей знаменитой клиентке: “Мисс Дитрих, приезжайте сейчас же. Сегодня Вы сможете любоваться своими длинными ногтями, и ни один продюссер в мире не скажет, что Вы воспользовались кусочками кинопленки от этого шарлатана! Не забудьте только купить по пути чай. Чай должен быть в бумажных пакетиках. Купите его побольше, нам сегодня предстоит серьезный эксперимент”. Мало что уяснившая Марлен Дитрих, по пути к своему фантастическому мастеру купила столько чая, что его хватило бы примерно на год на всех клиенток мадам Марлен. Закрыв салон и отменив всю запись, Джульетт Марлен и Марлен Дитрих более десяти часов подряд создавали первые в мире искусственные ногти. Эту технику Джульетт применяла в работе со многими своими клиентками. Таким же образом она ремонтировала сломанные ногти, но она никогда не позволяла усомниться в подлинности ногтей самой Дитрих.
Наступали 50-е годы, когда впервые появились пластики для моделирования ногтей, а знаменитый Рик Слэк впервые применил алюминиевые формы в качестве подложки для выкладывания акрила на ногтях. Безусловно, бумага никак не могла по прочности конкурировать с акрилом. Захватившая США первая марка искусственных ногтей PATTY NATIS , положила начало индустрии, которая к концу двадцатого века будет давать американской казне 6 млрд. долларов ежегодного дохода.
Неутомимая Джульетт Марлен продолжала обслуживать своих клиентов, используя свои старые и, казалось, ненужные новому поколению методы. Но наступило время, когда и она стала отчетливо понимать, что наступает эра новых косметических технологий. Она с удовольствием принимала одни методы и отвергала другие. Ее старые клиенты и друзья стали настаивать на открытии школы мадам Марлен, где могли бы сохраниться ее неповторимые маникюрные техники. Но она сопротивлялась, поскольку интуиция ее никогда не подводила. “Молодые охвачены миром быстрых, новых методов и технологий. Я со своими технологиями становлюсь раритетом, музейной единицей. На нее еще ходят смотреть, но все чаще поговаривают о списании в хранилище. Если мои изобретения чего-то стоят, то я хочу, чтобы это доказало время, пусть даже тогда, когда меня не станет. Я добилась главного – я покорила Америку и заставила ее принять французский стиль. Я заставила все в американском мире красоты называть по-французски. Теперь американцы не ценят красоту, если она не исходит от чего-то французского”- так рассуждала Джульетт Марлен на исходе своих лет.
Осталось неизвестным многое, как из ее профессиональной жизни, так и из личной. Ничего не известно о муже Марлен, от брака с которым осталась дочь. Она, к сожалению, не переняла секретов своей талантливой матери. Школа мадам Марлен все же была открыта, но не выдержала конкуренции. После смерти Марлен она была сразу закрыта ее дочерью.
Великие люди обладают великим даром предвидения. Спустя многие годы, уже в конце 90-х, в США стал наблюдаться интерес к методикам прошлых лет и даже столетий. Бурно развивающийся мир косметики и парфюмерии был вынужден искать вдохновения в прошлом, оживляя и восстанавливая старые приемы. Легкомыслие, с которым косметическая индустрия расставалась с действенными и простыми методами, дорого обходится современным профессионалам. Многие современные косметические школы пытаются восстановить метод безопасного маникюра Марлен и другие ее методы. К сожалению, все попытки терпят фиаско. Но один метод все же был восстановлен - бумажные ногти. Тактично дополненный современными материалами, он может быть взят на вооружение любым мастером по маникюру для укрепления и ремонта натуральных ногтей.
Так красили ногти во времена Джульетт Марлен
На руках Марлен Дитрих первые в мире искусственные ногти